Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Содержание
  1. Разница между грибами и бактериями
  2. Бактерии
  3. Выводы TheDifference.ru
  4. Тест по теме «Грибы» 1. У грибов, в отличие от бактерий, в клетках есть1) клеточная оболочка2) ядро3) цитоплазма4)) пластиды2. Плодовое тело гриба обычно состоит из1) грибокорня2) шляпки и ножки3) корня и побега4) головы и туловища3. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:1) род2) царство3 )отдел4) семейство4. Питательные вещества из отмерших остатков организмов получают грибы1) хищники2) симбионты3) паразиты4) сапротрофы5. Микоризу с растениями имеют грибы1) хищники2) сапротрофы3) паразиты4) симбионты6. Порчу продуктов, кормов животных вызывает плесневый гриб1) бледная поганка2) шампиньон3) мукор4) мухомор7. Гриб-трутовик, поселяющийся на стволах деревьев, является1) сапротрофом2) симбионтом3) паразитом4) хищником 8. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:1) продуктов питания2) лекарств3) красителей4) одежды
  5. Page 3
  6. Page 4
  7. Page 5
  8. Page 6
  9. Page 7
  10. Page 8
  11. Page 9
  12. Page 10
  13. Page 11
  14. Page 12
  15. Page 13
  16. Page 14
  17. Page 15
  18. Page 16
  19. Page 17
  20. Page 18
  21. Page 19
  22. 1
  23. 2
  24. 3
  25. 4
  26. 5
  27. 6
  28. Тест по теме грибы егэ биология
  29. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 4-х особенностей
  30. Задание № 3 ОГЭ по Биологии
  31. Вариант 3ОБ2
  32. Вариант 3ОБ3
  33. Вариант 3ОБ4
  34. Вариант 3ОБ5
  35. Вариант 3ОБ6
  36. Вариант 3ОБ7
  37. Вариант 3ОБ8
  38. Вариант 3ОБ9
  39. Вариант 3ОБ10
  40. Вариант 3ОБ11
  41. Вариант 3ОБ12
  42. Вариант 3ОБ13
  43. Вариант 3ОБ14
  44. Вариант 3ОБ15
  45. Вариант 3ОБ16
  46. Вариант 3ОБ17
  47. Вариант 3ОБ18
  48. Вариант 3ОБ19
  49. Вариант 3ОБ20
  50. Грибы
  51. Строение грибов
  52. Сходство грибов и животных
  53. Высшие и низшие грибы
  54. Размножение грибов
  55. Грибы паразиты и возбудители болезней
  56. Шляпочные грибы
  57. Антибиотики
  58. Царство Грибы (итоговая контрольная работа). Биология. 5 класс. Дидактический материал
  59. Часть №2
  60. Часть №3
  61. Часть №4
  62. Часть №5
  63. Часть №6 Практическая работа
  64. Часть №1
  65. Бланк ответов для итоговой работы «Царство Грибы».   Вариант I
  66. Критерии оценки (для самоконтроля):
  67. Бланк ответов для итоговой работы «Царство Грибы».   Вариант II

Разница между грибами и бактериями

Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Грибы и бактерии смело можно назвать одними из первых существ, заселивших Землю.

Представителей обоих царств можно найти в верхнем слое литосферы, в нижнем слое атмосферы, в гидросфере, на поверхности или внутри других живых организмов.

Существую формы, которые дышат с помощью кислорода, но есть и те, которые приспособились жить без него. Последних называют анаэробными грибами. Такими является основная масса дрожжей.

статьи

Грибы могут быть одноклеточными или многоклеточными эукариотами. В составе их живой клетки можно найти от одного до сотни ядер. Клетки грибов «заточены» в клеточную стенку, содержащую хитин, белки и липиды. В составе клетки гриба, кроме цитоплазматической мембраны и ядер, входят митохондрии и вакуоли. В них содержится гликоген, липиды и жирные кислоты.

Основой тела гриба является мицелий,  более известный как грибница. Он состоит из тонких ниток-гифов. Благодаря супер-разветвленной системе гифов, гриб производит всасывание из грунта растворенных в воде останков живых существ.

Сам гриб не способен производить органические вещества, как это делают растения, поэтому считается гетеротрофом. Точнее сапротрофом, то есть потребителем и основным «разлагателем» мертвых тел  растений и животных.

  Конечным продуктом разложения органических веществ является мочевина, которую, как животные, выделяют грибы. Запасают питательные вещества грибы в виде гликогена, или ламинарина.

Размножение грибов весьма многообразно, чем и объясняется их высокий уровень выживаемости и распространения на планете. Многоклеточные грибы размножаются вегетативно, половым способом с помощью специализированных клеток и неполовым способом, продуцируя споры. Одноклеточные дрожжи предпочитают увеличивать свое количество методом почкования или делением клеток пополам.

Бактерии

Бактерии объединены в собственный Домен Бактерии. Раньше он являлся синоним Прокариотов и собирал в своем таксоне все организмы, не имеющие ядра.

Учитывая миниатюрные размеры представителей домена, затрудняющие изучение, и спор в вопросах классификации, который ведут бактериологи, для упрощения восприятия темы «бактерии» школьниками, в учебниках говорится про Царство Бактерий, такое же, как Царство Грибов, Растений и Животных.

В отличие от представителей прочих царств, Бактерии освоили практически все жизненные среды. Найти их можно в почве, в пресной и соленой воде. Даже в термальных источниках с температурой воды  около 90° по Цельсию можно найти представителей данного царства. Бактерии находят в нефтеносных пластах на глубине несколько километров и в атмосфере, на высоте до 25 км.

Форма бактерий весьма разнообразна. Их клетки имеют вид палочек, вибрионов, сфер.

В клетке, ограниченной клеточной стенкой, находятся молекулы ДНК, запасенные питательные вещества, цитоплазматическая мембрана, специфические мембранные образования, «плавающие» в цитоплазме.

Частенько клетки бактерий собираются в колонии в виде ниток или виноградных гроздьев. Некоторые имеют жгутики, с помощью которых передвигаются, иные – недвижимы или пассивно переносятся людьми, ветром,  водой, животными.

По способу получения энергии бактерии делятся на автотрофов и гетеротрофов. Цианобактерии, зеленые или пурпурные бактерии самостоятельно синтезируют органические вещества, занимаясь фотосинтезом. Железобактерии, нитрифицирующие и серные бактерии «занимаются» хемосинтезом и брожением, используя энергию  окислительно-восстановительных реакций.

Размножение бактерии чаще всего происходит делением пополам, реже – почкованием. Скорость размножения потрясает. Клетка бактерии может двоиться каждые 20 минут. Неблагоприятные климатические условия бактерии переживают в виде спор или цист, имеющих многовековой термин жизнеспособности.

Выводы TheDifference.ru

  1. Клетки грибов имеют ядра, в клетках бактерий ядра отсутствуют.
  2. Грибы могут быть многоклеточными и одноклеточными, бактерии являются исключительно одноклеточными организмами.
  3. Бактерии освоили большее жизненное пространство, чем грибы.
  4. Большинство грибов видно человеческому глазу. Бактерии, имеющие размер от 0,5 до 5 мкм, можно разглядеть лишь с помощью микроскопа.
  5. Грибы принципиально недвижимы, среди бактерий есть типы, обладающие жгутиками.
  6. Грибы являются четкими гетеротрофами, бактерии используют все известные на сегодня способы получения жизненной энергии.
  7. Бактерии имеют более высокий уровень выживаемости и возможности распространения по планете, чем грибы.

Источник: https://TheDifference.ru/otlichie-gribov-ot-bakterij/

Тест по теме «Грибы» 1. У грибов, в отличие от бактерий, в клетках есть1) клеточная оболочка2) ядро3) цитоплазма4)) пластиды2. Плодовое тело гриба обычно состоит из1) грибокорня2) шляпки и ножки3) корня и побега4) головы и туловища3. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:1) род2) царство3 )отдел4) семейство4. Питательные вещества из отмерших остатков организмов получают грибы1) хищники2) симбионты3) паразиты4) сапротрофы5.

Микоризу с растениями имеют грибы1) хищники2) сапротрофы3) паразиты4) симбионты6. Порчу продуктов, кормов животных вызывает плесневый гриб1) бледная поганка2) шампиньон3) мукор4) мухомор7.

Гриб-трутовик, поселяющийся на стволах деревьев, является1) сапротрофом2) симбионтом3) паразитом4) хищником 8. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:1) продуктов питания2) лекарств3) красителей4) одежды

Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Тест по теме «Грибы» 1. У грибов, в отличие от бактерий, в клетках есть1) клеточная оболочка2) ядро3) цитоплазма4)) пластиды2. Плодовое тело гриба обычно состоит из1) грибокорня2) шляпки и ножки3) корня и побега4) головы и туловища3.

Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:1) род2) царство3 )отдел4) семейство4. Питательные вещества из отмерших остатков организмов получают грибы1) хищники2) симбионты3) паразиты4) сапротрофы5.

Микоризу с растениями имеют грибы1) хищники2) сапротрофы3) паразиты4) симбионты6. Порчу продуктов, кормов животных вызывает плесневый гриб1) бледная поганка2) шампиньон3) мукор4) мухомор7.

Гриб-трутовик, поселяющийся на стволах деревьев, является1) сапротрофом2) симбионтом3) паразитом4) хищником 8. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:1) продуктов питания2) лекарств3) красителей

4) одежды

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 3

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 4

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 5

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 6

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 7

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 8

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 9

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 10

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 11

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 12

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 13

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 14

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 15

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 16

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 17

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 18

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Page 19

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

0

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

1

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

2

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

3

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

4

1. Какие клетки участвуют в бесполом размножении, а какие в половом?2. Какие признаки наследует новая особь в бесполом, а какие в половом?3. Для каких организмов характерно бесполое, половое?

Помогите пожалуйста, заранее спасибо

5

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

6

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фруктами , по 6 кг каждая.масса

Источник: https://znanija.site/biologiya/31665631.html

Тест по теме грибы егэ биология

Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Грибы и бактерии смело можно назвать одними из первых существ, заселивших Землю.

Представителей обоих царств можно найти в верхнем слое литосферы, в нижнем слое атмосферы, в гидросфере, на поверхности или внутри других живых организмов.

Существую формы, которые дышат с помощью кислорода, но есть и те, которые приспособились жить без него. Последних называют анаэробными грибами. Такими является основная масса дрожжей.

статьи

Грибы могут быть одноклеточными или многоклеточными эукариотами. В составе их живой клетки можно найти от одного до сотни ядер. Клетки грибов «заточены» в клеточную стенку, содержащую хитин, белки и липиды. В составе клетки гриба, кроме цитоплазматической мембраны и ядер, входят митохондрии и вакуоли. В них содержится гликоген, липиды и жирные кислоты.

Основой тела гриба является мицелий,  более известный как грибница. Он состоит из тонких ниток-гифов. Благодаря супер-разветвленной системе гифов, гриб производит всасывание из грунта растворенных в воде останков живых существ.

Сам гриб не способен производить органические вещества, как это делают растения, поэтому считается гетеротрофом. Точнее сапротрофом, то есть потребителем и основным «разлагателем» мертвых тел  растений и животных.

  Конечным продуктом разложения органических веществ является мочевина, которую, как животные, выделяют грибы. Запасают питательные вещества грибы в виде гликогена, или ламинарина.

Размножение грибов весьма многообразно, чем и объясняется их высокий уровень выживаемости и распространения на планете. Многоклеточные грибы размножаются вегетативно, половым способом с помощью специализированных клеток и неполовым способом, продуцируя споры. Одноклеточные дрожжи предпочитают увеличивать свое количество методом почкования или делением клеток пополам.

Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 4-х особенностей

Бактерии, грибы, лишайники:

1) Бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов;

2) По способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы;

3) Высокая скорость размножения путём деления;

4) Анаэробы и аэробы;

5) Неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.

Каковы особенности строения бактерий?

1) Наличие одной кольцевой молекулы ДНК, отсутствие обособленного ядра;

2) Отсутствие мембранных органоидов;

3) Наличие мелких рибосом.

Чем бактерии отличаются от организмов других царств живой природы?

1) Отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;

2) Отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;

3) Имеют одну кольцевую хромосому.

Какое значение в природе имеют бактерии? Укажите не менее 4-х значений.

1) Участвуют в круговороте веществ, выполняя роль всех функциональных групп биосферы;

2) Участвую в почвообразовании и поддержании плодородия почвы;

3) Являются возбудителями болезней растений и животных;

4) Вступают в симбиоз.

В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

1) Бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) Бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Бактерии – это прокариоты, наследственное вещество их клеток не отделено от цитоплазмы.

2. ДНК бактерий представлена одной молекулой, которая омет линейную форму.

3. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой.

4. На рибосомах её гранулярной ЭПС происходит биосинтез белка.

5. При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.

1) 2 – ДНК бактерий кольцевой формы;

2) 4 – ЭПС у бактерий отсутствует;

3) 5 – споры бактерий служат не для размнож-я, а для переж-я неблагоприятных условий.

Почему грибы выделены из царства растений в самостоятельное царство органического мира? Приведите не менее 4-х доказательств.

1) Не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, гетеротрофы;

2) Оболочка клетки гриба содержит хитин, а у растений – клетчатку;

3) Запасное питательное вещество и грибов – гликоген, у растений – крахмал;

4) Тело образовано гифами – тонкими, как паутина нитями.

По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.

1) Грибы – гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;

2) Грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество – гликоген;

3) Тело грибов образовано гифами.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Клетки грибов имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы.

2. В клетках грибов пластиды отсутствуют.

3. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях и пластидах.

4. У грибов в клетках запасается гликоген.

5. Способ питания грибов – автотрофный.

1) 1 – клеточная стенка состоит не из целлюлозы, а из хитина;

2) 3 – синтез АТФ идёт только в митохондриях, пластид у грибов нет;

3) 5 – способ питания грибов – гетеротрофный, а не автотрофный.

Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее 4-х особенностей.

1) Имеют грибницу и плодовое тело;

2) Размножаются спорами и грибницей;

3) По способу питания – гетеротрофы;

4) Большинство образует микоризу.

Какую роль в жизни грибов играет грибница?

1) Грибница гриба всасывает из окружающей среды готовые органические вещества и воду с минеральными веществами;

2) Участвует в вегетативном размножении, образовании плодовых тел.

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза? Приведите не менее 4-х обоснований.

1) Грибы – звено в цепи питания.

2) Шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;

3) Плесневые грибы – разрушители органических веществ, мёртвых остатков растений и животных до неорганических веществ;

4) Грибы-паразиты контролируют численность организмов в биоценозе.

Чем отличаются лишайники от других организмов? Назовите не менее 4-х отличий.

1) Тело – слоевище – состоит из одноклеточных водорослей или цианобактерий и нитей гриба;

2) Лишайник – это комплексный организм, так как водоросли синтезируют органические вещества, грибы поглощают воду и минеральные соли;

3) Отличаются медленным ростом, чувствительностью к загрязнению окружающей среды, пионеры растительности;

4) Размножаются слоевищем.

Источник: https://blotos.ru/griby-v-otlicie-ot-bakterij-organizmy-imeusie-osobye-priznaki

Задание № 3 ОГЭ по Биологии

Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Задание по уровню сложности относится к базовому уровню. Необходимо выбрать 1 правильный ответ. Следует знать основные характеристики Царств.

Тематика заданий: одно- и многоклеточные организмы, грибы

Бал: 1

Сложность задания: ♦◊◊

Примерное время выполнения: 2 мин.

Для того чтобы ответить на этот вопрос посмотрите на картинку ниже:

На гифах гриба находятся спорангии, а в них – споры.

Ответ: 4

Вариант 3ОБ2

Сахар превращается в спирт благодаря дрожжам. Поэтому, когда делают дрожжевое тесто, обязательно добавляют сахар к дрожжам и ждут какое-то время, пока идет процесс брожения. На дрожжевом брожении также основано виноделие.

Ответ: 4.

Вариант 3ОБ3

И пеницилл и мукор – низшие грибы, они размножаются спорами, а не грибницей, как высшие грибы.

И тот и другой образуют плесень на пищевых продуктах. Пеницилл – зеленую, а мукор – белую.

Грибы – гетеротрофы.

Пеницилл – многоклеточный, а мукор – одноклеточный.

Ответ: 1.

Вариант 3ОБ4

Почкованием размножаются дрожжи, а остальные грибы из списка размножаются спорами.

Ответ:3.

Вариант 3ОБ5

Микориза – корни, оплетенные гифами растения. По типу отношений – симбиоз. Так живут, например, сосны и подосиновики. Возможен симбиоз с другими деревьями и грибами.

Ответ: 3

Вариант 3ОБ6

Трутовики отличаются от остальных грибов тем, что они растут не на почве, а непосредственно на самом дереве, истощая его. Микориза – пример симбиоза, а трутовик вредит дереву, он – паразит.

Ответ: 1.

Вариант 3ОБ7

Грибы содержат в клеточной стенке хитин, что является различием между грибами и растениями.

Ответ: 1.

Вариант 3ОБ8

Цианобактерии по-другому называют синезелеными водорослями. И цианобактерии и цветковые растения содержат хлорофилл, а значит, способны фотосинтезировать. Следовательно, они автотрофы.

Ответ: 2.

Вариант 3ОБ9

Для того чтобы пережить неблагоприятные условия, бактерия образует внутри себя, в цитоплазме, спору, и в таком состоянии она пережидает плохие условия окружающей среды. Спора одноклеточна и имеет плотную оболочку, что, собственно, помогает выжить организму.

Ответ: 1.

Вариант 3ОБ10

Дифтерию вызывают паразитические бактерии.

Ответ: 3

Вариант 3ОБ11

Гнилостные бактерии – санитары планеты, ведь именно они разлагают продукты жизнедеятельности всех организмов, а так останки растений и животных. Благодаря этим организмам, неорганика возвращается в почву и круговорот веществ замыкается.

Ответ: 2.

Вариант 3ОБ12

Бактерии относятся к прокариотическим организмам, следовательно, у них нет оформленного ядра.

Ответ: 3.

Вариант 3ОБ13

Гриб и водоросль, образующие лишайник, находятся в отношениях симбиоза, их отношения взаимовыгодны.

Гриб получает от водоросли питательные вещества, производимые ею в результате фотосинтеза, а сам защищает её от высыхания, , смягчает действие других неблагоприятных факторов.

Ответ: 1.

Вариант 3ОБ14

Лишайники крайне чувствительны к качеству условий окружающей их среды. Их можно обнаружить только в чистых местах, далеких от производства и больших дорог.

Ответ: 1.

Вариант 3ОБ15

Так как лишайник – симбиоз гриба и водоросли, то именно лишайники – комплексные организмы.

Ответ: 3.

Вариант 3ОБ16

Ягель является кустистым лишайником, хоть его и зовут «олений мох».

Вариант 3ОБ17

Органические вещества перемещаются в лубе по ситовидным трубкам.

Ответ: 4.

Вариант 3ОБ18

Из-за того что лен имеет очень развитую механическую ткань в виде волокон, его используют в текстильной промышленности.

Вариант 3ОБ19

За прочность отвечает механическая ткань.

В клетках основной ткани запасаются и производятся питательные вещества, осуществляется газообмен.

Образовательная ткань отвечает за создание новых клеток.

Проводящая ткань транспортирует растворенные в воде минеральные вещества.

Ответ: 4.

Вариант 3ОБ20

Образовательную ткань имеется только у представителей Царства растения, а у бактерий и грибов тканей нет вообще.

Ответ: 4.

Источник: https://spadilo.ru/zadanie-3-oge-po-biologii/

Грибы

Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Грибы – царство эукариотических одноклеточных и многоклеточных гетеротрофных организмов, имеющих ряд общих черт с растениями и животными, но и ряд особенностей, которые отличают их от упомянутых царств. По способу питания грибы могут быть сапротрофами и паразитами.

Строение грибов

Ключевыми особенностями клетки гриба является наличие клеточной стенки из хитина. Запасным питательным веществом, как и у животных, служит гликоген. В пищевых цепях грибы занимают позицию редуцентов, разрушая органические вещества мертвых животных и растений. К фотосинтезу грибы не способны (у них отсутствуют пластиды – хлоропласты), неподвижны, дышат кислородом.

Некоторые грибы образуют плодовые тела, в обиходе называемые – грибы. Плодовое тело служит для образования спор в ходе полового процесса.

Тело гриба состоит из нитей – гифов, которые многократно переплетаются друг с другом, в результате чего образуется мицелий (греч. mykes – гриб), или грибница. Гифы гриба разрастаются в питательной среде, на субстрате, и представляют собой вегетативные органы гриба.

Рост гриба ни чем не ограничен, только размером самого субстрата. Таким образом, если мы представим себе буханку хлеба размером с земной шар и благоприятными условиями, то плесневый гриб, мукор, занял бы все это пространство, пока субстрат не закончился.

Гифы грибов, сплетаясь с корнями растений образуют микоризу (греч. mykes – гриб + rhiza – корень), или грибокорень. Это особая форма взаимоотношений между видами – симбиоз (точнее – мутуализм), при котором оба организма извлекают взаимную выгоду из отношений.

Гифы гриба увеличивают площадь всасывания воды из почвы для растения: гриб делится водой с зеленым другом)) А растение в процессе фотосинтеза создает органическое вещество, которым делится с грибом, что оказывается весьма полезно для него.

Сходство грибов и животных

Сходство между грибами и животными заключается в следующем:

  • Способ питания
  • И для животных, и для грибов характерен гетеротрофный тип питания – поглощение готовых органических веществ.

  • Продукт обмена веществ
  • Как и у животных, конечным продуктом обмена веществ у грибов является мочевина.

  • Хитин
  • В состав клеточной стенки грибов входит тот же биополимер (полисахарид) – хитин, который образует наружный скелет членистоногих.

  • Запасное питательное вещество
  • Запасным питательным веществом грибов и животных является гликоген.

  • Пластиды
  • В клетках грибов, как и животных, отсутствуют пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты – они встречаются только в клетках растений.

Высшие и низшие грибы

Все грибы подразделяются на высшие и низшие. Это разделение основано на строении мицелия: у низших грибов мицелий не имеет перегородок (неклеточный), гифы могут отсутствовать. К ним относятся мукор, фитофтора, стригущий лишай.

https://www.youtube.com/watch?v=KKK-ueKi_M0

Высшие грибы имеют мицелий, разделенный перегородками (септами), могут образовывать плодовые тела. К высшим грибам относятся пеницилл, дрожжи, спорынья, шляпочные грибы.

Размножение грибов

Возможно вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное осуществляется с помощью деления мицелия на отдельные части: из каждой части в дальнейшем разрастается гриб.

Бесполое размножение происходит благодаря спорообразованию. На концах гиф или в спорангиях (на конидиеносцах) образуются споры. Конидиеносцы представляют собой разветвленные концевые участки гиф. Спора, попав в благоприятную среду, прирастает и дает начало новому мицелию гриба.

Половое размножение заключается в образовании сперматозоидов в антеридиях и яйцеклеток в оогониях. После образования зиготы (2n) у многих грибов сразу же происходит зиготическая редукция – зигота делится мейозом, образовавшиеся клетки имеют гаплоидный (n) набор хромосом.

У сумчатых грибов в плодовых тела развиваются специальные сумки (аски), в которых образуются гаплоидные споры. Они прорастают в мицелий, на котором из антеридиев образуются сперматозоиды (n), а из овогний – яйцеклетки (n). При их слиянии образуется зигота (2n), которая три раза делится мейозом на 8 аскоспор (n).

У базидиомицет (мухомор, сыроежка, подосиновик красный, подберёзовик, шампиньон, опенок, рыжик, лисичка) сумки отсутствуют. Размножение происходит с помощью базидиоспор, которые развиваются на базидиях открыто. У них происходит соматогамия – слияния 2 клеток вегетативного мицелия.

Особо отметим дрожжи, которые способны к почкованию. При почковании на клетке появляется утолщение, которое постепенно растет и превращается в полноценную дочернюю особь.

Грибы паразиты и возбудители болезней

Около 30-40% грибов являются паразитами и возбудителями болезней растений и животных. Заболевания, которые вызывают грибы, носят название – микозы.

Среди возбудителей болезней культурных растений следует отметить:

  • Спорынья ржи
  • Паразитирует на злаковых растениях. При поражении растения на месте плодов (зерновок) вырастают черные образования – склероции, по своему строению являющиеся переплетениями гифов гриба. Спорынья может заразить новые растения, если ее споры достигнут завязи пестика.Склероции содержат токсичные вещества, которые, если попадут в муку, могут привести к серьезному отравлению человека вплоть до летального исхода.

  • Головневые грибы
  • Эти грибы способны вызывать заболевания пшеницы, кукурузы, ржи. Внешне заболевание проявляется черными, кажущимися обугленными колосками, которые в действительности наполнены спорами гриба черного цвета.

  • Хлебная (линейная) ржавчина
  • В цикле развития этого паразита присутствуют два хозяина: “весенний” – барбарис, “летний” – пшеница и другие злаки. Споры характерного красно-ржавого цвета в количестве нескольких поколений образуются за одно лето.Эти споры покрывают листья и стебли, их внешний вид напоминает ржавчину. К зиме споры темнеют и становятся черными, после перезимовки цикл повторяется заново.

  • Мучнистая роса
  • Гриб проникает в клетки растений и питается их содержимым, приводя к гибели растения. Внешне проявляется как белый пушок на листьях, клубнях (у картофеля). Со временем темнеет из-за разрушения клеток растения.Мучнистая роса значительно снижает урожаи картофеля, томатов и других культурных растений.

  • Фитофтора
  • Фитофтора относится к низшим грибам. Гриб проникает в клетки подземных и надземных органов растений, питается их содержимым, приводя к увяданию, усыханию и гибели растения. Внешне проявляется как пятнышки буро-серозного цвета, окруженные кольцом белого цвета.Фитофтора снижает урожаи картофеля, баклажанов, томатов, перца, клубники и других культурных растений.

Шляпочные грибы

Шляпочные грибы особенны тем, что помимо грибницы способны образовывать плодовые тела, которые состоят из шляпки и ножки. Нижняя сторона шляпки может напоминать отверстия тонких трубочек или пластинок.

Из-за такой разницы во внешнем виде все грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. К трубчатым грибам относятся: подберезовик, масленка, белый гриб. К пластинчатым: опенок, сыроежка, рыжики, шампиньоны, волнушки.

На пластинках и трубочках образуются споры, которые падают на землю и, попав в благоприятные условия, прорастают в мицелий. Из мицелия вновь вырастает плодовое тело.

Разветвленные гифы гриба всасывают из почвенного раствора необходимые воду и минеральные вещества. Часто грибы могут расти только образовав микоризу с корнями деревьев, для них такой симбиоз – единственный источник органических веществ.

В то же время другим грибам, например шампиньонам, образование микоризы совершенно необязательно. Эта особенность физиологии делает шампиньоны отличным вариантом для искусственного разведения.

Среди шляпочных грибов выделяют съедобные грибы (волнушка, сыроежка, лисичка, масленок) и ядовитые. Наиболее ядовиты следующие грибы: бледная поганка, мухоморы, ложные лисички, ложные опята.

Антибиотики

Открытие пенициллина – первого антибиотика, вырабатываемого грибом пенициллом – чистая случайность, спасшая десятки миллионов жизней! Эта “революция” случилась 28 сентября 1928 года, в лаборатории блестящего исследователя (и к счастью – чрезвычайного растяпы!) Александра Флеминга.

В августе 1928 он отправился в отпуск с семьей, и неопрятно положил в углу своего стола лабораторную посуду с колониями стафилококка. Вернувшись из отпуска 3 сентября 1928 года, он обнаружил, что на одной пластине со стафилококками появились плесневые грибы.

Удивительно, но стафилококки погибали и не могли расти и размножаться вокруг плесени. Неизвестное химическое вещество (позднее названное пенициллином) останавливало размножение бактерий.

Это было открытие первого антибиотика, который показал потрясающий результат: стало возможным лечение многих инфекционных болезней, больные обретали вторую жизнь с помощью гениального изобретения природы – антибиотиков.

Царство Грибы (итоговая контрольная работа). Биология. 5 класс. Дидактический материал

Бактерии в отличие от шляпочных грибов

Выберите из четырёх предложенных вариантов ответов только один и его номер запишите в бланке ответов.

  1. Клетка грибов в отличие от клетки бактерий имеет а) клеточные стенки б) ядро в) цитоплазму

    г) вакуоль

  2. Основное условие для среды обитания грибов – это наличие в ней а) воды б) минеральных веществ в) органических веществ

    г) перегноя.

  3. Тело гриба, напоминающее тонкие белые нити, называют а) плодовое тело б) мицелий, или грибница в) грибокорень

    г) спорангий

  4. Шляпочные грибы состоят из а) шляпки б) ножки в) грибницы

    г) все ответы верны

  5. Снабжает осину водой с растворёнными веществами а) опёнок б) белый гриб в) груздь

    г) подосиновик.

  6. Портит продукты питания а) мукор б) пеницилл в) дрожжи

    г) свинушка

  7. Грибы делят на пластинчатые и трубчатые исходя из а) строения нижнего слоя шляпки б) строения ножки в) мицелия гриба

    г) образования спор.

  8. Выберите номер рисунка, изображающего пеницилл.

№1

№2

№3

№4

  1. Как называется орган, в котором гриб образует споры? а) грибница б) спорангий в) ножка (пенёк)

    г) микориза.

Часть №2

Выберите три правильных ответа из шести.

  1. Выберите признаки, общие для грибов и растений. а) клетки имеют плотную оболочку б) питаются только готовыми органическими веществами в) растут всю жизнь г) питательные вещества всасывают всей поверхностью грибницы д) клетки не имеют пигментов

    е) оболочки клеток состоят из хитина.

  2. Выберите представителей грибов-симбионтов а) подберёзовик б) маслёнок в) мукор г) сыроежка д) гриб-рогатик

    е) подосиновик

  3. Выберите названия ядовитых грибов а) опенок б) бледная поганка в) сатанинский гриб г) мухомор д) шампиньон

    е) трюфель

Часть №3

Соотнесите представителей грибов и способ их питания

А) Подосиновик Б) Опёнок В) Гриб-трутовик Г) Почвенный гриб

1) Сапрофит 2) Паразит 3) Хищник 4) Симбионт.

Кратко сформулируйте правила сбора грибов.

Часть №4

Дополните предложения предложенными словами.

  1. Между определёнными видами деревьев и грибов существует тесная взаимополезная связь – …
  2. При этом нити грибницы плотно полетают корень дерева и даже врастают в него образуя…
  3. Через неё гриб получает от дерева…, а дерево от гриба… .

Слова для дополнения текста:  вода, микориза (грибокорень), спорангий, органические вещества, симбиоз, хитин, головня.

Часть №5

Назовите грибы, изображенные на рисунке. К какой группе грибов они относятся? Чем они отличается друг от друга? Каково их значение в жизни человека?

Решите ситуацию: собирая грибы в лесу вы встретили неизвестный гриб. Ваши действия?

Часть №6 Практическая работа

С помощью микроскопа определите вид гриба на микропрепарате. Результат сообщите учителю.

Часть №1

Выберите из четырёх предложенных вариантов ответов только один и его номер запишите в бланке ответов.

  1. Численность царства грибов а) 10 тысяч видов б) 50 тысяч видов в) 100 тысяч видов

    г) 1 миллион видов.

  2. В плодовых телах грибов образуются а) семена б) споры в) гаметы

    г) питательные вещества.

  3. Выберите номер рисунка, изображающего дрожжи.

№1

№2

№3

№4

  1. Грибница у грибов может быть а) одноядерной одноклеточной б) одноядерной многоклеточной в) многоядерной одноклеточной

    г) все ответы верны.

  2. Одноклеточный мицелий и шаровидные спорангии у гриба а) мукора б) дрожжей в) пеницилла

    г) головни.

  3. Хлеб, пиво, вино человек получает с помощью гриба а) трутовика б) мукора в) пеницилла

    г) дрожжей.

  4. Для грибов не характерен способ размножения а) семенами б) спорами в) вегетативно (кусочками грибницы)

    г) половым путём.

  5. На картофеле и томатах паразитирует гриб а) спорынья б) фитофтора в) головня

    г) трутовик

  6. Съедобный гриб – это а) мухомор б) груздь в) бледная поганка

    г) ложный опёнок

Бланк ответов для итоговой работы «Царство Грибы».   Вариант I

Фамилия, Имя, _________________________________________________________________________

Часть №1 Выберите один правильный ответ из четырёх (9баллов)

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант ответа

Часть №2 Выберите три правильных ответа из шести.(6 баллов)

Номер задания

1

2

3

Варианты ответов

Часть №3 Соотнесите представителей грибов и способ их питания.(3 балла)

Правила сбора грибов___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Часть №4 Дополните предложения предложенными словами.(3 балла)

№ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1

2

3

Пропущенное слово

Часть №5 Задание со свободным ответом. (15 баллов)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Часть №6 Практическая работа (5 баллов)

Балл (определит учитель)______

Критерии оценки (для самоконтроля):

5 – 42-36 баллов

4 – 35-30 баллов

3 – 29-21 балл

2 – 20 и меньше.

Бланк ответов для итоговой работы «Царство Грибы».   Вариант II

Фамилия, Имя, _________________________________________________________________________

Часть №1 Выберите один правильный ответ из четырёх (9 баллов)

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант ответа

Часть №2 Выберите три правильных ответа из шести.(6 баллов)

Номер задания

1

2

3

Варианты ответов

Часть №3 Соотнесите номера на рисунке и названия частей гриба.(3 балла)

Правила сбора грибов___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Часть №4 Дополните предложения предложенными словами. (3 балла).

№ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1

2

3

Пропущенное слово

Часть №5 Задание со свободным ответом.(15 баллов)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Часть №6 Практическая работа (5 баллов)

Балл (определит учитель)______

Садоводик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: